воскресенье, 4 октября 2015 г.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время


КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
Августин (354—430 гг.), создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения души.
Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). Благодаря разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах. Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии. Фома рассматривал человека как разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе — необходимое условие самореализации.
Р. Бэкон (1214—1292 гг.) и У. Оккам (1285—1349 гг.)— приверженцы теологии, францисканцы. Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры, что неизбежно вело к ослаблению зависимости классической философии от теологии. Философ считал, что приобретение нового знания связано скорее с опытом, чем с опорой на авторитет Священного Писания. У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами (к этому стремился, в частности, Ф. Аквинский), нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера.
М. Лютер (1483—1546 гг.) : вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с Богом.
ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Н. Макиавелли (1469—1527 гг.) и Т. Гоббс (1588—1679 гг.).
Макиавелли создал своего рода учение о механике правления. Целью политики он считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Таким образом, он стоит выше морали и права.
      Гоббс, как и Макиавелли, исходил из того, что общество и государство должны быть поняты рационально, с научных позиций. Оба мыслителя единодушны и в том, что природа человека неизменна, внеисторична.
Дж. Локк (1632—1704 гг.) пришел к выводу о нецелесообразности такой концентрации верховной власти в одних руках либо в одном органе. Локк выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти.
 Ш. Монтескье (1689—1755 гг.) сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти — судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознании важнейшая политико-правовая мысль новой эпохи — идея разделения властей.

ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЕРА В РАЗУМ И ПРОГРЕСС

Вольтер (1694—1778 гг.) «из всех живых существ человек наиболее совершенен», — утверждал французский философ. Философы того времени полагали, что люди по своей природе добры и стремятся не столько к блаженству в загробном мире, сколько к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. И эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.
Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.). Как и просветители, Руссо считал человека добрым по природе. Он считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке.
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
А. Смит (1723—1790 гг.) исследовал влияние разделения труда на эффективность производства, развил идею о труде как главном источнике общественного богатства, обосновал теорию стоимости.
Конт (1798—1857 гг.) стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни, ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения). 

Спенсер (1820—1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества.
СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО И ПУТИ К НЕМУ
Сен-Симон (1760—1825 гг.) и Ш. Фурье (1772—1837 гг.) обрисовали желаемую перспективу развития общества. Взгляды получили название утопических Идеи основоположники марксизма назвали утопическим социализмом за то, что путь к новому обществу, по мнению французских философов, лежал через развитие производства, науки, просвещения народа.
МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).
Прежде всего они отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей.  Прежде чем заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище и т. д.
Маркс и Энгельс,  и В. И. Ленин (1870—1924 гг.)считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XX в.
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии.
Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным.
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий