МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Слово «миф» происходит от греч. mythos —
сказание, предание.
Для мифологического сознания все, что существует — одушевлено. Мифологическое пространство — это пространство души.
Мифологическое сознание характеризуется противостоянием рациональности, непосредственностью, неотрефлектированностью мировосприятия, что, с одной стороны, делает миф уязвимым для рациональной критики, с другой же — выводит его из пространства таковой.
Мифологическому сознанию древних народов было
присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических
и хаотических.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ведическая литература («веда» —
знание) — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких
столетий (1200—600 гг. до н. э.), в которых сильны проявления
мифологического сознания.
Упанишады в этих текстах впервые была выражена идея
реинкарнации — переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем
станет человек в новой жизни, зависит от его кармы.
Карма означает
деяние, поступок. Согласно
закону кармы, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными
нормами, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст
общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать
представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным
камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой
жизни.
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла
новая философия— буддизм. Буддой — просветленным — назвали
основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным
вопросам человеческой жизни.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Даосизм («учения о пути») — одного из направлений
древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был мыслитель
Лао-Цзы. Центральным понятием для Лао-Цзы было «дао», которое чаще всего
переводится как «путь».
Конфуцианство было тесно связано с
земными проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое
значение на жизнь китайского общества учения Конфуций (551—479 гг. до
н. э.)
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Платон (427—347 гг. до н. э.) размышлял над
образом совершенного (идеального) города-государства. Власть в таком государстве
должна принадлежать немногим людям, обладающим знанием идей и уже поэтому
являющимся добродетельными
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) стал величайшим
философом и ученым древности. Он считался основоположником многих наук, в том
числе и наук об обществе. Аристотель наряду с
государством выделил еще две разновидности сообщества — семью и поселение,
но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и
считал, что средние слои общества должны быть опорой государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий