вторник, 27 октября 2015 г.

ПРОСИХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных.
Социогенез - процесс становления общества .
Антропосоциогенез -  двуединый процесс развития человека и общества .


  В книге Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка.
 В работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.
  Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы:
  •  степень солнечной активности,
  •  периодическая смена магнитных полюсов Земли,
  •  ослабевание щита из электромагнитных полей
    
      Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года, происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.
      
Общая теория антропогенеза - идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.  эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре = >человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.
 
 
 

      Что было раньше — человек или общество?
 По словам философа Н. А. Бердяева, — «человек есть принципиальная новизна в природе». Это значит, что человек не только существует в мире по природным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения.
      В процессе эволюции менялся способ поведения и формы организации человеческого сообщества. Первоначально люди жили в человеческих стадах. Люди сообща охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство. Однако постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Люди создали новую форму коллективной, совместной жизни — общество.
   Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений — общество. Именно в обществе были созданы ценности.
      Успешная деятельность общества связывалась все больше с мускульной силой и умелостью и со знаниями, с обращением к опыту предков.
 

     
      Что  такое человечество?

    Челове́чество — совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. 

      Ж.-Ж. Руссо в качестве фактора развития считал совершенствование нравственных способностей человека. 
     И. Кант предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе. Человечество обладает гораздо большим потенциалом, «задатками большего совершенства», нежели отдельный человек.
     В. Соловьев (1853—1900 гг.) считал основанием для единства человечества стала религия.
    Н. Я. Данилевский (1822—1885 гг.) утверждал, что совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, — исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями.
     О. Шпенглер (1880—1936 гг.) утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей».
     Н. Н. Трубникову  связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.
    
 
 
    Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью. 
    Социальная память наследует  совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.
      Только человек осмысленно творит вторую природу — культуру.
       Человек способен совмещать практицизм и духовное творчество, на первый взгляд совершенно бесполезное, однако необходимое ему самому и другим людям. Только человек задумывает, мучительно ищет красоту, сохраняет и передает по наследству истину, дорожит добром и справедливостью.
      Вне культуры человечество не существует.


Комментариев нет:

Отправить комментарий