Некоторые представители русского духовенства
«предпринимали попытки продолжить богословские и философские труды
византийцев». К ним можно отнести киевского митрополита Илариона (XI в.).
В «Слове о законе и благодати» он развивал учение о смене в мировой истории
ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати.
Ф. Прокопович (1681—1736 гг.) занимал высокие церковные посты, стал руководителем Святейшего синода, создал свои главные философские труды. Был одним из первых в России философов-деистов — сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.
В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) считал основой общественных изменений «силу человеческого разума». Бытие народов и культур он рассматривал с жизнью отдельного человека: открывает историю человечества «младенческое состояние» общества, на смену которому приходит «юношество» .С принятием христианства человечество вступает в период «мужества». И наконец, наступает полная зрелость, проявлениями которой служат изобретательство, создание «вольных» (не опекаемых верой) наук, распространение «полезных книг».
А. Кантемира (1708—1744 гг.) занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», — писал он. Кантемир не только создал самобытные произведения, но и проявил себя как талантливый переводчик. Он перевел на русский язык фрагменты из трудов многих философов: Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.
П. Я. Чаадаев (1794—1856 гг.) полагал, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей, — отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму.
В. С. Соловьев (1853—1900 гг.) . Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир. Символ первой силы — один господин и масса рабов. Выражение второй силы — «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Эти силы постоянно противоборствуют . Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила — Россия.
Евразийство- философское течение идеи которого некоторые современные философы считают созвучными нашему времени. Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Язычество рядом сторонников этого направления рассматривалось как потенциально более близкое православию, чем другие христианские исповедания. В антизападных настроениях евразийцев можно увидеть влияние идей славянофильства.
Ф. Прокопович (1681—1736 гг.) занимал высокие церковные посты, стал руководителем Святейшего синода, создал свои главные философские труды. Был одним из первых в России философов-деистов — сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.
В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) считал основой общественных изменений «силу человеческого разума». Бытие народов и культур он рассматривал с жизнью отдельного человека: открывает историю человечества «младенческое состояние» общества, на смену которому приходит «юношество» .С принятием христианства человечество вступает в период «мужества». И наконец, наступает полная зрелость, проявлениями которой служат изобретательство, создание «вольных» (не опекаемых верой) наук, распространение «полезных книг».
А. Кантемира (1708—1744 гг.) занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», — писал он. Кантемир не только создал самобытные произведения, но и проявил себя как талантливый переводчик. Он перевел на русский язык фрагменты из трудов многих философов: Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.
П. Я. Чаадаев (1794—1856 гг.) полагал, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей, — отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму.
В. С. Соловьев (1853—1900 гг.) . Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир. Символ первой силы — один господин и масса рабов. Выражение второй силы — «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Эти силы постоянно противоборствуют . Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила — Россия.
Евразийство- философское течение идеи которого некоторые современные философы считают созвучными нашему времени. Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Язычество рядом сторонников этого направления рассматривалось как потенциально более близкое православию, чем другие христианские исповедания. В антизападных настроениях евразийцев можно увидеть влияние идей славянофильства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий